Корни матрешки - в Японии!

Корни матрешки - в Японии!


Мало кто задумывался о том, что, как принято считать, исконно русская фигурка «Матрешка» на самом деле пришла в Россию из Японии на границе XIX-XX веков. Как это произошло, и как выглядели первые японские матрешки Вы узнаете из этой статьи.

Изначально есть несколько версий происхождения матрешки в Японии.

1. Древняя Япония – это страна множества богов. И каждый из Богов отвечал за свою область: урожай, искусство, справедливость. Японские боги были разнообразны и многолики. Древние Японские мудрецы считали, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал один бог. Поэтому в конце XIX столетия неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок одна в другую.

Так возникла фигурка буддийского мудреца Фукурумы и вместе с тем пра-матрешки. Фукурума – добродушный старик, который покровительствовал счастью, процветанию и мудрости (на иллюстрации слева)

2. Есть мнение, что матрешка была заимствована от японской куклы Дарумы. Дарума - это мудрец-основатель дзэн-буддизма. Дарума (達磨) — японский вариант имени Бодхидхарма, именно так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. «Изобретению» дзэн-буддизма предшествовала длительнейшая медитация, в течение которой Дарума просидел девять лет, смотря в стену. Из-за этого долгого сидения, согласно легенде, у Бодхидхармы (Дарумы) отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего кукла дарума изображается безногим. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос настоящий чай.  Его не по-азиатски круглые глаза стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы (на иллюстрации справа).

В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет — так относится в храм и сжигается.

На японскую фигурку в начале XX века обратил внимание русский мастер, токарь по профессии, Василий Звездочкин. Каким образом японская игрушка попала в Россию - неизвестно. То ли ее завез путешествующий по свету монах, то ли игрушку подарили богатой семье, в которой работал Звездочкин. Тем не менее это именно он выточил из дерева похожие фигурки, который вкладывались одна в другую. А расписал фигурку на русский мотив известный художник Сергей Малютин. Он изобразил круглолицую румяную девушку в цветастом платке, сарафане, с черным петухом в руке. Следующая девушка была с серпом в руке, еще одна – с караваем. Не забыл художник и о мальчиках. А самая маленькая фигурка стала носить образ спелёнутого младенца. Так появилось целою дружелюбное семейство. Первая матрешка хранится и по сей день Музее игрушки в Сергиевом Посаде (на иллюстрации справа).

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.


Затем матрешка видоизменялась как в Японии

 

 

 

 

 

 

 

 

так и в России